Требования к современному уроку
Творческое и точное выполнение программно-методических требований к
уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение
особенностей урока.- Учет реальных учебных возможностей учащихся разных классов, целенаправленная ликвидация пробеловв знаниях.
- Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития, выделение доминирующих задач урока.
- Соответствие и соподчинение учебного материала к уроку, его основной дидактической цели.
- Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока,
обеспечивающих решения поставленных задач и экономного использования
времени. - Концентрациявниманияучащихсянанаучныхпонятиях,
теоретическихположенияхзаконов, ведущихидеях. Выделениеглавного,
существенного, обеспечениесвязисодержанияурокасжизнью. - Обеспечение практической направленности учебного процесса. Создание реальных возможностей применения полученных знаний и умений.
- Расширение арсенала выбора методов, преимущественно засчет
активных, интенсивных методов, обоснованность сочетания использованных
методов обучения. - Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода в обучении.
- Достаточный объем материала на уроке.
- Рациональное использование учебного времени.
- Знание учителем материала урока и предмета в целом.
- Воспитание интереса к предмету.
- Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, умения учиться.
- Развитие познавательных способностей учащихся, их умения наблюдать и мыслить.
- Своевременность и всесторонность проверки знаний учащихся.
Основные элементы УВП в уроке
Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающие.
Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д.
Сформировать на уроке новое понятие- Обеспечить усвоение учащимися ...
- Обучить новому способу действий
- Устранить пробелы в знаниях
- Обобщить и систематизировать знания о ...
- Отработать навыки ...
- Закрепить способы действий...
- Сформировать у учащихся представления о ...
- Обучить выполнению задания по образцу
- Научить делать выводы ...
- Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений
- Формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
- Формирование умения активно и последовательно отстаивать свою
точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве. - Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
Воспитательная цель
Формирование интереса к будущему страны- Формирование чувства гордости за Родину
- Воспитание гуманного отношения к людям
- Формирование ответственности
- Развитие требовательности к себе и другим
- Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
- Воспитание мотивов труда
Развивающая цель
Развитие аналитического мышления- Развитие познавательных умений
- Развитие умений учебного труда
Как подготовить современный урок
Урок - главная составная часть учебного процесса.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере
сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по
той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем
проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его
атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо,
чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его
своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой
подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как
сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями,
значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на
уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность,
формировало их творческое сознание?
Урок как целостная система
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в
классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М.
Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются
все другие формы учебных занятий".
Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний
день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающим
является мнение, согласно которому урок - это систематически применяемая
для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма
организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в
определенный отрезок времени.
Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного
возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой
для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты
учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы,
деятельность по организации и управлению и все его дидактические
элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной
динамической системы сводится, таким образом, к
коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в
результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и
навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и
отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.
Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в
целом, с другой, как форма организации обучения, предопределяемая
основными требованиями к организационному построению урока учителем,
вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого
определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем
установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж
затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель
была достигнута.
Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в
науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или
вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо
объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является
деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности,
развитости и воспитанности учащегося.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с
указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные
дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической
действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение
учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений,
разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи
отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.
Подготовка к уроку
- Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала,
которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на
урок через призму перспективы своей деятельности.
- четко определить и сформулировать для себя его тему;
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.- Спланировать учебный материал
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
- узнавание нового материала;
- Продумать "изюминку" урока.
- Сгруппировать отобранный учебный материал.
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
- что контролировать;
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых
учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски,
чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:- формальную;
- содержательную;
- аналитическую.
- Замысел занятия
- Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе.
- Как он связан с предыдущими, на что опирается.
- Как урок работает на последующие уроки, темы, разделы и другие предметы.
- Как были учтены при подготовке к уроку программные требования.
- В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особое предназначение.
- Как и почему были выбраны форма занятия, тип.
- Каково место данного урока в теме, разделе, курсе.
- Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку?
- Какие главные задачи решались на уроке и почему?
- Чем обосновывается выбор структуры и темы проведения урока?
Чем обосновывается конкретный ход урока. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения?
Какие условия (социально-психологические или учебно-материальные или эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
- Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
Были ли изменения, отклонения, усовершенствования по сравнению с данным
планом в ходе урока. Если да - какие, и к чему они привели.Удалось ли решить на необходимом,
оптимальном уровне поставленные задачи и получить соответствующие им
результаты образования, избежать при этом перегрузки и переутомления
учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию: учение,
настроение, самочувствие.Каковы причины успехов и недостатков
проведенного урока. Каковы использованные резервные возможности. Что в
этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому.- Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее.
- Замысел занятия
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема: ____________
Цель: ____________
Задачи:
обучающие: _____________
развивающие: __________________
воспитывающие: _______________
Оборудование: ________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:
что делают этап урока Ученики Учитель
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Самоанализ урока- формальную;
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом
теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли
вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография
(первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного
материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее
простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление,
восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все
забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый
опыт, нестандартный подход к уже известному.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа
с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов
деятельности учащихся.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации
урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное
восприятие нового.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче
увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный
интерес учителя к их работе.
Основные типы уроков:
Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция,
экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет
целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению
знаний.
Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная
работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно
применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция,
круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа,
зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень
овладения знаниями, умениями и навыками.
Структурные элементы учебного занятия
Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в
деловой ритм.
Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и
осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление
пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и
коррекции пробелов.
Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия
учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных
знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной
деятельности на основе опорных знаний.
Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия
осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и
отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом
изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании
знаний и овладении способами действий.
Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных
представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и
способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и
неверных представлений у учащихся.
Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых
знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в
знакомой и измененной ситуации.
Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы
ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в
целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и
межкурсовых связей.
Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения
знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение
достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых
результатов обучения.
Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения
цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки
учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных
результатах учения.
Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
(мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов
саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих
действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и
сотрудничества.
Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения
домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их
развития.
Методы и приемы развития интеллекта учащихся
эвристическая беседа
проблемное изложение учителя
исследовательская работа
рассказ
объяснение
схемы
опорные таблицы
заполнения классификационных
таблиц своими примерами
или распределения
готовых примеров в таблицу
сравнения и сопоставления
сравнительного анализа двух
фрагментов текста.
диалоговое общение
моделирование
защита своего мнения
формулирование вопросов
рецензирование
задания-максимумы
метод свободного выбора
ученики в роли учителя
обучение действием
обсуждение в группах
ролевая игра
дискуссия- семинар
ученик как исследователь
дебаты
мозговой штурм
межпредметные сравнения
проблемные ситуации, вопросы
практическая работа
эксперимент
опыты
системно-структурный анализ
проекты
презентации
@темы: School Life - Teachers days
а то!
тут самое главное это формирование целей)